20 августа 2011 г.

Язык мимики и жестов


Ваш малыш обидевшись скрещивает руки на груди?
Пришло время обратить детское внимание
на невербальный язык тела

Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть язы­ком вербального и невербального обще­ния. И если первому виду общения — общению посредством слов — родители, как правило, уделяют должное внима­ние, активно развивая словарный запас ребенка, обучая речевому этикету, то последнему — языку невербального об­щения — не придается особого значе­ния. И напрасно!
Именно через мимику и жесты переда­ется 55% информации о человеке. И на­учить ребенка понимать и корректиро­вать свой язык тела — значит помочь ему найти взаимопонимание в ближай­шем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом ус­пеха и признания в обществе. Тренинговые упражнения по невербальному общению, которые я предлагаю вашему вниманию, рассчитаны на детей 4-6 лет, поскольку именно в этот период ребе­нок начинает активно входить в социум, учиться жить в коллективе, интенсивно общаться не только со сверстниками на детской площадке, но и с преподавате­лями и воспитателями.
 

ВСЕ ЧИТАЮ ПО ТВОЕМУ ЛИЦУ...

Подберите в журналах иллюстрации — портреты людей с разными эмоцио­нальными состояниями. А теперь про­тестируйте ребенка, насколько хорошо он „читает" лица.
Для начала возьмите самые простые со­стояния (например, веселый - груст­ный), обязательно сопровождайте зада­ние вопросами: „Почему ты так думаешь? Как ты догадался?" Учите ребенка аргументировать свои догадки. Затем дополните ряд: задумчивый, рас­терянный, улыбающийся, раздосадо­ванный и т.д. (подобрать иллюстратив­ный материал для занятий вам помогут журналы с телевизионной программой, ведь у актеров мимика наиболее выра­зительна).
Объясните малышу, что эмоциональ­ное состояние человека можно опреде­лить по уголкам рта и бровям, а не по глазам, которым обычно ошибочно приписывают главную роль создателя нашего настроения. И, наконец, поиг­райте в театр: поставьте перед ребенком зеркало и попросите его отобразить все названные состояния. Это очень полез­ное упражнение, которое помимо своей основной цели — закрепление получен­ных знаний — поможет научиться контролировать свои эмоции, разовьет у ребенка артистические способности.

ЗЕРКАЛО ДУШИ

Считается, что если взгляд человека прямой и открытый, то и сам человек таков. А тот, кто прячет глаза, избегает встречаться с собеседником взглядом, скорее всего, неискренен и недоброже­лателен. В человеческих взаимоотноше­ниях прямой взгляд глаза в глаза свиде­тельствует о заинтересованности и ува­жительном отношении, о готовности к откровенному и прямому общению. Но было бы недопустимой поспешнос­тью выносить суждение о человеке на основании лишь одного этого признака. Ведь способность к прямому зрительно­му контакту усваивается в детские годы и зависит от культурных условий раз­вития человека.
Этнографы, занимавшиеся этим вопро­сом, делят человеческие сообщества на „контактные" и „неконтактные". В „контактных" культурах, к которым относятся южные народы, взгляд в об­щении имеет гораздо большее значение. У арабов, например, детей с малых лет специально учат при разговоре смот­реть человеку прямо в глаза, иной взгляд считается невежливым. В „неконтактных" культурах, к каковым могут быть причислены скандинавы и другие народы, населяющие север Евро­пы, а также японцы, индийцы и пакис­танцы, рассматривание в упор человека, особенно незнакомца, издавна считает­ся неприличным.
Интересно, что навыки использования взгляда в общении, будучи усвоены в раннем возрасте, на протяжении всей жизни почти не меняются, даже если че­ловек попадает в иную среду. Поэтому очень важно в раннем детстве научить ребенка „управлять" своим взглядом: тогда, когда он общается со своими дру­зьями, родителями, близкими родствен­никами, чаще использовать прямой взгляд — глаза в глаза. Это поможет ус­танавливать дружеские контакты, под­держивать добрые отношения. А вот когда он находится на занятиях в саду или подготовительном классе, по­требуется иной взгляд — деловой. Что­бы овладеть этой методикой, попроси­те малыша представить, что в области лба говорящего нарисован небольшой треугольник. Теперь надо во время об­щения стараться смотреть именно в центр этого треугольника. Это помо­жет ребенку не только лучше усвоить новую информацию, но и произвести благоприятное впечатление на воспи­тателя или учителя. Такой навык при­годится ребенку в ситуациях, где от не­го требуется серьезность — деловой на­строй (на занятиях по подготовке к школе, при собеседовании и др.).
 

МАГИЯ ЖЕСТА

Научите ребенка различать открытые и закрытые жесты., свидетельствуют об искренности и расположении к собеседнику. К этой группе жестов относятся раскрытые руки ладонями вверх, наклон головы и тела вперед, отсутствие всяких зажимов — барьеров (скрещенные руки и ноги). К открытым жестам относится и жест миротворцев — соединение пальцев обеих рук в полу вертикальном положении, такой жест в конфликтных ситуациях помогает разрядить напряженную обстановку, найти компромисс.
Скрещенные руки - это закрытый жест у взрослых, причем немногие взрослые отдают себе отчет в том, что таким образом они негласно да­ют понять собеседнику, что держат его на расстоянии. Такой жест очень любят копировать дети. И делают это себе во вред, поскольку данный жест создаст внутренний барьер, препятствует эф­фективному общению и усвоению но­вой информации. К закрытым жестам относят также сцепленные пальцы рук, запрокидывание головы и корпуса тела назад. Перекрест рук с выставлением больших пальцев свидетельствует об аг­рессии, а положение обеих рук на поясе позволяет занимать доминирующее по­ложение при споре.
Заметим, что, несмотря на негативную окраску большинства закрытых жестов, они тоже имеют свое право на сущест­вование, поскольку бывают случаи, ког­да их обязательно нужно использовать для того, чтобы, к примеру, не попасть под дурное влияние собеседника. Проиграйте с ребенком ситуации, в ко­торых ему нужно использовать откры­тые жесты, а где, напротив, необходимо использование закрытых жестов. Дан­ная тренировка поможет вашему малы­шу правильно применить свои знания на практике.

СЛУШАЕМ БЕЗ СЛОВ

Уметь слушать без слов — большое ис­кусство, и те, кто им овладеет, добива­ются многого в жизни . Как верно заметил древнегреческий фи­лософ Зенон: „Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить". Научите ребенка слушать без слов, правильно используя мимику (нейтральное положение бро­вей, уголков рта), жесты (открытые же­сты, отсутствие зажимов), взгляд (дело­вой взгляд). Это поможет настроить ор­ганизм на усвоение новой информации, активизировать внимание и память. Для упражнений возьмите небольшой отрывок из книги (начните сначала с книги, которая интересна вашему ре­бенку), зачитайте отрывок, попросите малыша зафиксировать свое внимание, слушать „всем телом", не задавая вопро­сов. Затем попросите его пересказать отрывок близко к тексту. Постепенно увеличивайте объем информации во вре­мя занятий. Такое упражнение, помимо бесценного умения слушать, столь необ­ходимого в повседневном общении, по­может ребенку отлично подготовиться к школе, разовьет внимание и память.

Комментариев нет:

Отправить комментарий