Ваш малыш обидевшись скрещивает руки на груди?
Пришло время обратить детское внимание
на невербальный язык тела
Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. И если первому виду общения — общению посредством слов — родители, как правило, уделяют должное внимание, активно развивая словарный запас ребенка, обучая речевому этикету, то последнему — языку невербального общения — не придается особого значения. И напрасно!
Именно через мимику и жесты передается 55% информации о человеке. И научить ребенка понимать и корректировать свой язык тела — значит помочь ему найти взаимопонимание в ближайшем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом успеха и признания в обществе. Тренинговые упражнения по невербальному общению, которые я предлагаю вашему вниманию, рассчитаны на детей 4-6 лет, поскольку именно в этот период ребенок начинает активно входить в социум, учиться жить в коллективе, интенсивно общаться не только со сверстниками на детской площадке, но и с преподавателями и воспитателями.
ВСЕ ЧИТАЮ ПО ТВОЕМУ ЛИЦУ...
Подберите в журналах иллюстрации — портреты людей с разными эмоциональными состояниями. А теперь протестируйте ребенка, насколько хорошо он „читает" лица.
Для начала возьмите самые простые состояния (например, веселый - грустный), обязательно сопровождайте задание вопросами: „Почему ты так думаешь? Как ты догадался?" Учите ребенка аргументировать свои догадки. Затем дополните ряд: задумчивый, растерянный, улыбающийся, раздосадованный и т.д. (подобрать иллюстративный материал для занятий вам помогут журналы с телевизионной программой, ведь у актеров мимика наиболее выразительна).
Объясните малышу, что эмоциональное состояние человека можно определить по уголкам рта и бровям, а не по глазам, которым обычно ошибочно приписывают главную роль создателя нашего настроения. И, наконец, поиграйте в театр: поставьте перед ребенком зеркало и попросите его отобразить все названные состояния. Это очень полезное упражнение, которое помимо своей основной цели — закрепление полученных знаний — поможет научиться контролировать свои эмоции, разовьет у ребенка артистические способности.
ЗЕРКАЛО ДУШИ
Считается, что если взгляд человека прямой и открытый, то и сам человек таков. А тот, кто прячет глаза, избегает встречаться с собеседником взглядом, скорее всего, неискренен и недоброжелателен. В человеческих взаимоотношениях прямой взгляд глаза в глаза свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, о готовности к откровенному и прямому общению. Но было бы недопустимой поспешностью выносить суждение о человеке на основании лишь одного этого признака. Ведь способность к прямому зрительному контакту усваивается в детские годы и зависит от культурных условий развития человека.
Этнографы, занимавшиеся этим вопросом, делят человеческие сообщества на „контактные" и „неконтактные". В „контактных" культурах, к которым относятся южные народы, взгляд в общении имеет гораздо большее значение. У арабов, например, детей с малых лет специально учат при разговоре смотреть человеку прямо в глаза, иной взгляд считается невежливым. В „неконтактных" культурах, к каковым могут быть причислены скандинавы и другие народы, населяющие север Европы, а также японцы, индийцы и пакистанцы, рассматривание в упор человека, особенно незнакомца, издавна считается неприличным.
Интересно, что навыки использования взгляда в общении, будучи усвоены в раннем возрасте, на протяжении всей жизни почти не меняются, даже если человек попадает в иную среду. Поэтому очень важно в раннем детстве научить ребенка „управлять" своим взглядом: тогда, когда он общается со своими друзьями, родителями, близкими родственниками, чаще использовать прямой взгляд — глаза в глаза. Это поможет устанавливать дружеские контакты, поддерживать добрые отношения. А вот когда он находится на занятиях в саду или подготовительном классе, потребуется иной взгляд — деловой. Чтобы овладеть этой методикой, попросите малыша представить, что в области лба говорящего нарисован небольшой треугольник. Теперь надо во время общения стараться смотреть именно в центр этого треугольника. Это поможет ребенку не только лучше усвоить новую информацию, но и произвести благоприятное впечатление на воспитателя или учителя. Такой навык пригодится ребенку в ситуациях, где от него требуется серьезность — деловой настрой (на занятиях по подготовке к школе, при собеседовании и др.).
МАГИЯ ЖЕСТА
Научите ребенка различать открытые и закрытые жесты., свидетельствуют об искренности и расположении к собеседнику. К этой группе жестов относятся раскрытые руки ладонями вверх, наклон головы и тела вперед, отсутствие всяких зажимов — барьеров (скрещенные руки и ноги). К открытым жестам относится и жест миротворцев — соединение пальцев обеих рук в полу вертикальном положении, такой жест в конфликтных ситуациях помогает разрядить напряженную обстановку, найти компромисс.
Скрещенные руки - это закрытый жест у взрослых, причем немногие взрослые отдают себе отчет в том, что таким образом они негласно дают понять собеседнику, что держат его на расстоянии. Такой жест очень любят копировать дети. И делают это себе во вред, поскольку данный жест создаст внутренний барьер, препятствует эффективному общению и усвоению новой информации. К закрытым жестам относят также сцепленные пальцы рук, запрокидывание головы и корпуса тела назад. Перекрест рук с выставлением больших пальцев свидетельствует об агрессии, а положение обеих рук на поясе позволяет занимать доминирующее положение при споре.
Заметим, что, несмотря на негативную окраску большинства закрытых жестов, они тоже имеют свое право на существование, поскольку бывают случаи, когда их обязательно нужно использовать для того, чтобы, к примеру, не попасть под дурное влияние собеседника. Проиграйте с ребенком ситуации, в которых ему нужно использовать открытые жесты, а где, напротив, необходимо использование закрытых жестов. Данная тренировка поможет вашему малышу правильно применить свои знания на практике.
СЛУШАЕМ БЕЗ СЛОВ
Уметь слушать без слов — большое искусство, и те, кто им овладеет, добиваются многого в жизни . Как верно заметил древнегреческий философ Зенон: „Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить". Научите ребенка слушать без слов, правильно используя мимику (нейтральное положение бровей, уголков рта), жесты (открытые жесты, отсутствие зажимов), взгляд (деловой взгляд). Это поможет настроить организм на усвоение новой информации, активизировать внимание и память. Для упражнений возьмите небольшой отрывок из книги (начните сначала с книги, которая интересна вашему ребенку), зачитайте отрывок, попросите малыша зафиксировать свое внимание, слушать „всем телом", не задавая вопросов. Затем попросите его пересказать отрывок близко к тексту. Постепенно увеличивайте объем информации во время занятий. Такое упражнение, помимо бесценного умения слушать, столь необходимого в повседневном общении, поможет ребенку отлично подготовиться к школе, разовьет внимание и память.
Комментариев нет:
Отправить комментарий