НОВОЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23 ноября 2009 г. вышел приказ Министерства образования и науки
РФ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
На
современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с
федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель
образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые
качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Именно в детском
возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные
умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно делать все
правильно, ведь любая неосторожность может повлечь за собой последствия,
которые скажутся в будущем.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного
образования, для того чтобы, обеспечить
каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика
дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность
ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного
образования от общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не
в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Новый
документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так
как в настоящее время на первом месте стоит занятие.
Необходимость
отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от
специально организованной деятельности уже давно назрел.
Образовательные области предусматривают
следующие виды детской деятельности:
–
двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);
– игровая
(«Социализация») – ведущий вид деятельности;
–
трудовая («Труд»);
–
восприятие художественной литературы
(«Чтение художественной литературы»);
–
коммуникативная («Коммуникация»);
–
познавательно-исследовательская и
продуктивная конструктивная («Познание»);
–
музыкально-художественная («Музыка»);
–
продуктивная (Художественное творчество»).
Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с
учетом их возраста по основным направлениям:
– физическому,
– социально-личностному,
– познавательно-речевому,
– художественно-эстетическому.
В
программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития
элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это
заложено в образовательные области:
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Безопасность»
«Социализация»
«Труд»
«Познание»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество».
Изменяется
способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны
быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от
того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
И
что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего
не было ранее.
Содержание образовательных областей:
Содержание
образовательной области "Физическая
культура" направлено на достижение целей формирования у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие.
Содержание
образовательной области "Здоровье"
направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы
культуры здоровья.
Содержание
образовательной области "Безопасность"
направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира).
Содержание
образовательной области "Социализация"
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений
Содержание
образовательной области "Труд" направлено
на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Содержание
образовательной области "Познание"
направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального развития детей.
Содержание
образовательной области "Коммуникация" направлено
на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание
образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено
на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг.
Содержание
образовательной области "Художественное
творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении.
Содержание
образовательной области "Музыка"
направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
1. Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности.
2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен
самостоятельно действовать.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей
и друзей.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов
детской деятельности.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Родителям о стандарте дошкольного образования
Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
О требованиях к Программе
ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
О требованиях к условиям реализации Программы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей. Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений , учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.
Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Это целевые ориентиры
• целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
• целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий